Анатолий Солоницын

«Странствия актера»

Я свеча, я сгорел на ветру.

Соберите мой воск поутру.

И покажет вам эта страница

Как вам плакать и чем вам гордиться,

Как веселья последнюю треть

Раздарить и легко умереть.

И  под сенью случайного крова

Загореться посмертно, как слово

Арсений Тарковский.

 

Анатолий Солоницын – известный актер советского кино. Он снимался в фильмах, которые вошли в Золотой фонд кинематографии СССР. Невероятно талантливый, всегда творчески настроенный артист снимался у самых звездных, именитых и культовых режиссеров того времени.

Родился Анатолий Солоницын в 1934 году в небольшом городке Богородске, Горьковской области (ныне Нижегородской).

Анатолий Солоницын при рождении получил имя Отто. По воспоминаниям Алексея Солоницына, младшего брата Анатолия – «Отец наш в юности своей был человеком романтическим. В те дни, когда имена героев челюскинской эпопеи были у всех на устах, в нашей семье родился первенец. Именем научного руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта отец решил назвать своего сына. Но, когда началась война, мы, дети военного поколения, стали иначе воспринимать немецкие имена. Вот почему еще в детстве брат переменил свое имя Отто на Анатолий. И с этим все в нашем доме согласились».

Художественной самодеятельностью Анатолий увлекся в городе Фрунзе, куда перевели отца. В новом городе Анатолий идет в 9-й класс и активно занимается в театральном кружке.

Путь Солоницына в профессию был труден. В ГИТИС он поступал трижды и каждый раз срезался на третьем туре. После первого провала Анатолий Солоницын завербовался рабочим в геологическую партию. Но там его элементарно обманули. И домой, без копейки в кармане, сотни километров, он добирался на перекладных, а по большей части пешком. На следующий год он отправился корчевать пни в болотах Ивановской области, где серьезно подорвал здоровье. А после третье неудачи прислушался к совету брата, который к тому времени перебрался в Свердловск, приехал туда и поступил в актерскую студию при театре.

В 1964 году глава семьи Солоницыных получил объемистое письмо от краеведа Горьковской области Павла Березина. В письме был очерк о Захаре Солоницыне. Так само собой получилось, что в семье актера узнали об одном из колоритнейших пращуров. И как это ни странно судьба его отозвалась в судьбе актера Анатолия Солоницына. Ни во время учебы, ни во время работы ничего о своем предке они не знали. Но к тому времени, когда Анатолий на свой страх и риск собрался ехать в Москву, на первую в своей жизни кинопробу, отец как раз и прислал ему очерк о пращуре, чтобы поддержать сына.   Анатолий никому не рассказывал об этом, кроме своего брата в последние дни жизни.

 «Я бы не поехал… Я бы не стал мучить себя …  Но я поверил, что играть великого русского иконописца должен именно я. Потому что у кого же еще из актеров есть такой предок, как Захар Солоницын? Они увидели, что не самолюбие привело меня на съемочную площадку, а что-то другое… Что-то такое, о чем они не знали, а лишь догадывались. Когда они смотрели на меня, ими овладело беспокойство… И только потом они поняли, что эта роль – моя…»

Много позже прославленный режиссер вспоминал, что пришел какой-то сумасшедший: «Сделайте фотопробу!» – и исчез. Режиссер Андрей Тарковский был в растерянности. С одной стороны, чутьем художника он понимал, что в лице невесть откуда взявшегося провинциала он наконец-то обретает того самого исполнителя роли Рублева, которого он так долго искал. С другой стороны, пробы прошли два десятка опытнейших актеров, и уже был практически утвержден Станислав Любшин. И тогда режиссёр пошел на неординарный шаг: пригласил к себе историков и реставраторов, специализирующихся на древнерусском искусстве, и, разложив перед ними фотографии актеров, с кинопроб на роль Рублева, попросил сделать выбор. Все указали на Солоницына. Почему? Бог знает. Рублев не был светским живописцем и не писал автопортретов, поэтому никому не известно, как он выглядел. Значит, было что-то такое в лице актера, в прозрачности глаз, в энергетике, унаследованной, возможно, от Захара…

 Эту фотографию актер хранил всю свою жизнь. И именно она запечатлена в мраморе на памятной доске в Богородске.

Сюжет фильма: Русь начала XV века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Набеги татар, голод и мор преследуют народ… В эту трагическую эпоху появляется на Руси великий живописец, жизни и творчеству которого посвящен фильм.Сведения об Андрее Рублеве скудны и отрывочны. Лишь немногие творения гениального мастера дошли до нас. Авторы фильма стремились воссоздать духовный мир живописца. Лента «Андрей Рублёв» высоко ценится российским кинематографическим сообществом. Когда в 2008 году журнал «Сеанс» предложил кинодеятелям России выбрать десять лучших национальных фильмов, 43 из 100 опрошенных экспертов включили в свои списки картину Тарковского.

Фильм о древнерусском художнике получил широкое признание и за рубежом. В 2012 году из 846 опрошенных британскимжурналом о кино (Sight & Sound) кинокритиков 41 включили «Рублёва» в лучшую десятку фильмов в истории кино (итоговое 27-е место), из 358 режиссёров 25 упомянули в числе лучших «Рублёва» (13-е место в итоговом списке).

Анатолия Солоницына открыл большому кино Андрей Тарковский. Режиссер снимал актера во всех своих фильмах. Это был удивительный симбиоз актера и режиссера. Вспоминает брат Анатолия Алексей: «Тарковский собирался делать телевизионную версию «Идиота». Там был сквозной персонаж – рассказчик. То есть сам Достоевский. И вот во время одного из разговоров с Тарковским Толя говорит, что так хотел бы сыграть эту роль, что даже готов сделать пластическую операцию, чтобы больше походить на Федора Михайловича. «Ты с ума сошел, - замахал руками Андрей. С лицом Достоевского ты больше ни одной роли сыграть не сможешь!» - «Ну и пусть, - ответил ему Толя. – Если я сыграю Достоевского, зачем еще что-то играть!». В финальном эпизоде «Андрея Рублева» главный герой прерывает обет молчания, длившийся многие годы. Тарковский хотел, чтобы первые фразы Рублев произносил надтреснутым, старческим голосом. Так, по его мнению, должен говорить человек, отвыкший от звука собственной речи. И он предложил Солоницыну попытаться некоторое время помолчать. Вообще. Ни дома, ни по телефону, ни в транспорте – ни слова. И актер замолчал. Неделями он объяснялся только знаками. А за несколько дней до съемок стянул горло шарфом, чтобы голосовые связки были заблокированы. И, как потом сказал врач, это могло привести к потере голоса. Зато Тарковский получил, что хотел…».

Лучшими работами можно назвать также роль  комиссара Евстрюкова в фильме  Глеба Панфилова «В огне брода нет», роль в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих».Главная роль - Василий Антонович Сарычев,  председатель губисполкома

         Замечательно сыграл он у Ларисы Шепитько в «Восхождении»,военной драме по повести Василя Быкова «Сотников», роль следователя на службе у фашистов, и у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», роль   майора Петушкова.

Прекрасны были исполненные им роли в «Анютиной дороге», роль начальника продотряда,  и в Герасимовском «Любить человека», где он сыграл главную роль архитектора Калмыкова.

 

Последняя значительная роль

Анатолий Солоницын, биография которого в эти годы была насыщена любимой работой и любовью, на здоровье свое не обращал особого внимания. О степени запущенности болезни узнали случайно.

В 1981 году он снимался у В. Абдрашидова в картине «Остановился поезд». По сюжету его герой журналист Малинин едет на лошади. Актер, не удержавшись в седле, при падении сильно ушиб грудь. В больнице при осмотре обнаруживают рак легких, а в Первом медицинском институте, куда актер был срочно доставлен, обнаружили, что метастазы распространились уже и на позвоночник, и процесс остановить невозможно. Операцию ему делали лучшие хирурги, перепробовали все: целителей, какие-то универсальные снадобья. Работа в этом фильме становится последней значительной киноролью. В этом же 1981 году А. Солоницын получает звание Заслуженного артиста РСФСР.

Последние дни жизни актер провел, записывая на катушечный магнитофон свои мысли о кино, религии, друзьях. Он умер 11 июня 1982 года. Ему было всего 47 лет.  Похоронен на Ваганьковском кладбище.

  Роли  в кино

1982 Остановился поезд : Малинин - главная роль
1981 Шляпа : отчим Ани
1981 Тайна записной книжки : Мартын Мартыныч
1981 Раскиданное гнездо : Незнакомый странник
1981 Мужики!.. : отец Павлика
1981 Великая судьба : Бакич
1980 Таинственный старик : Кондратий Фаддеич
1980 Сергей Иванович уходит на пенсию : Владимир Васильевич
1980 Из жизни отдыхающих : Толик Чикин
1980 Двадцать шесть дней из жизни Достоевского : Фёдор Михайлович Достоевский
1980 Бумеранг (короткометражный) :: Маклейн
1979 Телохранитель :: Султан-Назар
1979 Сталкер :: Писатель
1978 Трасса | Direction | Trasa (СССР, Чехословакия) :: Лев Николаевич Сливин
1978 Предвещает победу :: Виктор Вершинин :: главная роль
1978 Поворот :: Константин Королев
1977 Юлия Вревская | Yuliya Vrevskaya | Юлия Вревска (Болгария, СССР) :: доктор Павлов
1977 Сумка инкассатора :: Иван Тимофеевич
1977 А у нас была тишина... :: Петруха
1976 Пока стоят горы... :: следователь
1976 Легенда о Тиле :: Рыбник
1976 Восхождение :: Павел Гаврилович Портнов
1975 Там, за горизонтом :: Бочажников
1975 Память :: врач
1975 Между небом и землёй :: Орлов
1975 Когда дрожит земля
1975 Доверие | Luottamus :: Бочажников
1975 Воздухоплаватель :: Анри Фарман
1975 Агония
 :: муж баронессы, полковник
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих :: Сарычев Василий Антонович
1974 Последний день зимы :: Михаил Соловцов
1974 Под каменным небом | Under en steinhimmel (Норвегия, СССР) :: Хофмайер
1974 Наследники :: Алексей Фёдорович Быстров
1974 Моё поколение (фильм-спектакль)
1974 Зеркало :: судебный врач и прохожий
1973 Зарубки на память :: Ромус Чербану
1972 Солярис :: Сарториус
1972 Принц и нищий :: Лорд Сент-Джон
1972 Любить человека :: Дмитрий Андреевич Калмыков :: главная роль
1972 Гроссмейстер :: отец Сергея Хлебникова
1971 Проверка на дорогах :: Игорь Леонидович Петушков :: главная роль
1970 В лазоревой степи (киноальманах) :: Игнат Крамсков
1968 Один шанс из тысячи :: капитан Мигунько :: главная роль
1967 В огне брода нет :: Иван Евстрюков
1967 Анютина дорога :: начальник продотряда
1966-1969 Андрей Рублёв :: Андрей Рублёв :: главная роль

1963 Дело Курта Клаузевица (короткометражный) :: Курт Клаузевиц

 

Награды

  • Приз  международной ассоциации  критиков (ФИПРЕССИ)  МКФ в Канне-69 (фильм демонстрировался вне конкурса). Победитель каннского фестиваля.