Захар Солоницын

     Исторический очерк:Жизнь Захара Солоницына.

Есть люди, память о которых, несмотря на большие заслуги перед родным краем, как-то скоро теряется среди поколений, и народ совершенно забывает их имена. Но всякое дело человека на благо общества никогда не канет бесследно в вечность, чтобы не оставить свой след. И этот след, порой пролежав под спудом времени долгие годы, со временем всплывет на поверхность столетий, и благородный труд человека станет достоянием широкого круга общественности.

Об одном из таких людей нашего края, жившим около полутора столетий тому назад, хочется поведать.

В поисках материала по истории местного края, стало известно о существовании рукописи крестьянина починка Зотово Тоншаевского района Захара Степановича Солоницына.

Починок – ныне деревня Зотово – возник одним из первых при заселении на грани XVIIIи XIXстолетий русскими территории Тоншаевской волости (до 1922 года Ветлужского уезда, Костромской губернии), исстари населённой марийцами. Если учесть, что починками у нас назывались на первых порах вновь возникшие среди леса поселения, то, надо полагать, Захар Степанович был в числе первых новосёлов нынешней деревни Зотово.

Общеизвестно, что грамотные крестьяне в то далёкое время были большой редкостью, тем более, что первая школа в Тоншаевской волости была открыта только в 1843 году, потому личность крестьянина Захара Степановича, вдобавок ещё автора рукописи, крайне заинтересовала.

За давностью времени о Захаре Степановиче сохранились очень скупые сведения, но тем не менее в результате длительных поисков все же удалось до некоторой степени собрать хотя и небольшой, но заслуживающий материал о жизни автора рукописи, который, я полагаю, не может не представлять интереса для населения нашего края.

Починок Зотово, возникший около 200 лет тому назад, основан крестьянином Зотом Безденежных, именем которого он и был назван местным населением, а вскоре здесь же поселился и Захар Степанович со своими семью сыновьями, один из которых вскоре ушел в город, а второй умер. Оба новосела были выходцами из Касинской волости, бывшей Вятской губернии (ныне Кировская область).

По словам правнуков автора рукописи – братьев Алексея Ивановича, Николая Ивановича и Павла Ивановича Солоницыных, в семье их отца сохранились рассказы, передаваемые из поколения в поколение, что Захар Степанович был человеком хорошо грамотным. Доказательством этого служило большое количество оставшихся после него книг, которые хорошо помнят братья  в детстве, причем, часть книг была написана лично Захаром Степановичем ещё гусиным пером. Но сейчас никаких книг у них не сохранилось, как не сохранилось и у других потомков Солоницыных в деревне. Говорили, что большая часть книг была взята духовенством села Тоншаево.

Павел Иванович показывал сохранившийся в его доме портрет автора рукописи. Портрет написан масляными красками на крестьянском холсте размерами пятьдесят на восемьдесят сантиметров. С холста глядит плотный пожилой человек в возрасте около 55-60 лет в одежде не крестьянского покроя, с длинными, закинутыми за плечи черными волосами, такой же бородой, но с молодыми, устремленными вдаль задумчивыми глазами, держащий в правой полусогнутой руке книгу, на страницах которой виден текст, разобрать который было очень трудно. Портрет написан хорошо, сохранив краски, потемневшие от времени. В изображении автора рукописи было что-то иконописное, из чего можно заключить, что его писал не живописец или художник, а иконописец.

На вопрос – кем же написан портрет, братья в один голос ответили: «Сам дед Захар писал». Помолчав немного, один из братьев добавил: «Говорили, - дед смотрел в зеркало и со своего отражения в нем писал».

Две – три разрозненных книги, написанные Захаром Степановичем, все же нашлись у другого правнука – Колхозника из деревни Тихоновский – Константина Павловича Солоницына. Книги написаны на грубой и толстой бумаге на церковно-славянском языке очень красивым почерком с прямыми строками без каких-либо помарок и исправлений, с соблюдением правил орфографии и знаков препинания. Буквы написаны неслитно, а каждая в отдельности. Судя по пронумерованию страниц, каждая книга содержит по 100 – 150 листов. Все они религиозного содержания – в виде наставлений и поучений в духе христианской морали, где автор призывает людей к любви ближнего, помощи ему, братству и стремлению самосовершенствоваться. В них сквозит что-то свойственное масонству – религиозно – этическому течению, распространенному в XVIII веке среди привилегированных классов того времени.

В книгах имеются статьи толкования книг священного писания: «Бытия», Иоанна Златоуста и других, с ссылкой на авторов -  столпов православной церкви. Следует отметить, что некоторые буквы, например, «в» - написаны в начертании латинского алфавита, из чего можно заключить, что автор был знаком с ним. Чернила, изготовленные, по преданию, самим автором, пролежав около 150 лет, сохранились хорошо.

Тщательность письма, взятая вместе с его техникой, говорят о большом навыке и мастерстве автора. Невольно возникает вопрос – не был ли он в свое время переписчиком книг, когда отсутствовали типографии в ряде даже крупных административных центров?

Ознакомившись с книгами и их содержанием, нельзя не прийти к выводу, что автор получил очень хорошее по тому времени образование в стенах духовного учебного заведения на уровне не ниже среднего.

По рассказам потомков, Захар Степанович, будучи человеком своего века, под старость стал религиозным. Он построил в лесу близ деревни Зотово небольшую избу – келью, где он жил, писал и молился. Через лес им была проложена тропа на расстоянии около 4 верст в село Тоншаево, церковь, которого построена в 1811 году, куда Захар Степанович ходил молиться. Тропа долгое время слыла среди населения под названием – Захарова.

По словам потомков, Захар Степанович, как человек грамотный и отзывчивый, пользовался среди населения волости большим уважением. К нему нередко люди приходили за советом по самым разнообразным вопросам, уходя удовлетворенными. Но он не был святошей или ханжой.

В его книгах не было даже намека на годы, на протяжении которых он жил. Если принять во внимание возраст автора книг, определенный по портрету 55-60 лет, а также то, что он писал ещё гусиным пером (металлические перья стали выходить в употребление с XIX столетия) и что церковь в с. Тоншаево, куда он ходил молиться, построена ещё при его жизни, есть основание полагать, что Захар Степанович родился в начале второй половины XVIII столетия и умер в конце первой четверти XIX столетия.

В целях хотя бы некоторого представлении о содержании рукописи Захара Степановича, я познакомился с книгами – сборниками «Костромская сторона» выпусками I, II, III, IV, относящимися к 1890 – 1897 годам, изданными Костромской губернской ученой архивной комиссией. В статьях члена этой комиссии Д.П. Дементьева «Краткие сведения о Кажировской пустыне» и «Краткий очерк Шанского городища», помещенных в сборниках «Костромская сторона», имеется ряд ссылок на рукопись Захара Степановича. Д.П. Дементьев, называя рукопись «Ветлужский летописец», писал, что он «… в печати не появлялся, но все замечательные события Ветлужского края здесь вложены обстоятельно. Рукописная тетрадь была написана  Захаром Степановичем Солоницыным – крестьянина починка Зотово Тоншаевской волости. У нас в книге сохранились только выписки из Ветлужского летописца». (Краткий очерк).