В соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области организации, охраны и использования ООПТ относятся:

1) установление категорий ООПТ местного значения в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях";

2) принятие решений об образовании ООПТ местного значения в порядке, определенном настоящим Законом;

3) утверждение границ и режима охраны ООПТ местного значения;

4) представление в Правительство Нижегородской области предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

5) осуществление управления и контроля в области организации и функционирования ООПТ местного значения;

6) ведение государственного кадастра ООПТ местного значения;

7) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОХРАНА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 8. Право собственности на особо охраняемые природные территории регионального и местного значения

1. ООПТ регионального значения, расположенные на территории Нижегородской области, являются собственностью Нижегородской области.

2. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований.

3. Содержание права государственной собственности на ООПТ, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не следует из Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

4. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах ООПТ регионального и местного значения, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Статья 9. Резервирование земель для создания особо охраняемых природных территорий

1. Все ООПТ учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации все ООПТ учитываются при разработке документов территориального планирования Нижегородской области и муниципальных образований, лесных планов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов.

3. Правительство Нижегородской области на основании принятых схем развития и размещения ООПТ или территориальных схем охраны природы принимает решения о резервировании земель, которые предполагается объявить ООПТ, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

4. В целях обеспечения сохранности земельных участков, рекомендованных к охране в качестве различных ООПТ, а также вновь выявленных территорий, нуждающихся в дополнительном обследовании на предмет целесообразности организации ООПТ, на период проведения их обследования, оформления необходимой документации, ее согласования и утверждения Правительством Нижегородской области ведется перечень потенциальных ООПТ Нижегородской области.

Статья 10. Охранные зоны и охранные округа особо охраняемых природных территорий

1. В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Размеры охранных зон не нормируются, а устанавливаются в каждом конкретном случае исходя из целей обеспечения сохранности ООПТ. Режим охраны в границах охранных зон и охранных округов ООПТ устанавливается при принятии решения о создании охранных зон и охранных округов ООПТ.

2. Решения о создании охранных зон ООПТ принимаются в том же порядке, что и решения о создании самих ООПТ.

3. В соответствии с законодательством Российской Федерации порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Нижегородской области.

Статья 11. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

2. Государственный кадастр ООПТ ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития Нижегородской области.

3. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный кадастр ООПТ ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Порядок образования особо охраняемых природных территорий местного значения

1. ООПТ местного значения образуются по предложениям органов государственной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и общественных объединений.

2. Предложение об образовании ООПТ местного значения направляется в орган местного самоуправления для принятия решения об образовании ООПТ местного значения или об отказе в принятии такого решения.

3. Предложение об образовании ООПТ местного значения должно содержать следующие материалы:

1) пояснительная записка о необходимости образования ООПТ местного значения;

2) проект положения (паспорта) с указанием предлагаемой категории ООПТ местного значения;

3) графические материалы предполагаемой ООПТ местного значения (а при необходимости и ее охранной зоны или охранного округа) с указанием границ, данными по категориям земель, формам собственности, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса ООПТ местного значения;

5) согласование уполномоченного органа по материалам комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающим придание этим территориям правового статуса ООПТ местного значения.

4. Отклонение предложения об образовании ООПТ местного значения возможно только в случае, если:

1) требования к содержанию предложения об образовании ООПТ местного значения, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, не выполнены;

2) предложение об образовании ООПТ местного значения не соответствует утвержденной градостроительной документации муниципального образования.

Статья 13. Упразднение особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

1. ООПТ регионального и местного значения могут быть упразднены в случае утраты их особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения. Упразднение ООПТ по другим основаниям не допускается.

2. Решение об упразднении ООПТ регионального и местного значения принимается соответственно Правительством Нижегородской области и органом местного самоуправления на основании материалов комплексного экологического обследования ООПТ и заключения уполномоченного органа.

Статья 14. Реорганизация особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

1. Реорганизацией ООПТ регионального и местного значения является изменение их границ, режима, категории, значения.

2. Реорганизация ООПТ регионального и местного значения осуществляется на основании утвержденной Правительством Нижегородской области схемы развития и размещения ООПТ в Нижегородской области, результатов инвентаризации ООПТ, а также по предложениям органов государственной власти Нижегородской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и общественных объединений.

3. Предложения о реорганизации ООПТ регионального значения направляются на рассмотрение уполномоченного органа. Предложения о реорганизации ООПТ местного значения направляются на рассмотрение органов местного самоуправления.

4. Решения о реорганизации ООПТ принимаются в том же порядке, что и решения об образовании таких территорий.

Статья 15. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане и юридические лица, а также общественные объединения и религиозные организации вправе оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и государственным организациям в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию ООПТ, в том числе имеют право:

1) получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных организаций информацию о состоянии ООПТ и перспективах развития сети ООПТ;

2) проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке общественную экологическую экспертизу;

3) обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями о создании новых ООПТ и установлении охранных зон или охранных округов ООПТ;

4) осуществлять общественный контроль за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ в соответствии с действующим законодательством;

5) по согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, администрациями ООПТ и другими государственными организациями, в ведении которых находятся ООПТ, проводить мероприятия по охране и обеспечению функционирования ООПТ;

6) осуществлять иные предусмотренные законодательством права.

2. Органы государственной власти Нижегородской области при осуществлении своих полномочий в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ учитывают предложения граждан и юридических лиц.

Статья 16. Финансовое обеспечение организации, охраны и обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения

1. Финансовое обеспечение организации, охраны и обеспечения функционирования ООПТ регионального значения осуществляется за счет средств областного бюджета и других не запрещенных законом источников.

2. Средствами ООПТ регионального значения, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все средства, получаемые дирекциями (администрациями) данных ООПТ регионального значения:

1) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;

2) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам ООПТ;

3) в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций;

4) иные средства, полученные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 17. Организация охраны территорий особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

1. Охрана территорий ООПТ регионального и местного значения осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Нижегородской области.

2. Правительство Нижегородской области и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану территорий ООПТ регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

3. В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, подлежит государственной экологической экспертизе.

 Полную версию закона множите скачать здесь